Тоска

Дата и время:
Мероприятие
прошло

Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по одноименной драме Викторьена Сарду.

Дирижер-постановщик — Марк Эрмлер
Режиссер-постановщик — Борис Покровский
Художник-постановщик — Валерий Левенталь

Премьера состоялась 25 мая 1971 года.
Исполняется на итальянском языке с русскими супратитрами.

Премьера оперы «Тоска» состоялась 14 января 1900 года в Риме в Театре Костанци. Зрителям с успехом было показано новое сочинение Джакомо Пуччини — автора уже получивших признание опер «Манон Леско» (1893) и «Богема» (1896). Одиннадцатью годами раньше в Милане тридцатилетний композитор увидел великую трагическую актрису Франции Сару Бернар в «Тоске» — спектакле по пьесе их современника французского драматурга Викторьена Сарду. Опьяненный «божественной Бернар», Пуччини писал своему издателю Джулио Рикорди: «Думаю о „Тоске“! Умоляю вас проделать все необходимые формальности, чтобы получить разрешение Сарду раньше, чем вы оставите эту идею, что очень огорчило бы меня, потому что именно в „Тоске“ я вижу оперу для себя — не чрезмерных размеров, не пышный спектакль; это не тот сюжет, который мог бы дать место привычному музыкальному излишеству». В своей «Тоске» Сарду поддался моде на исторические сюжеты и обратился к событиям, реально происходившим в Италии в 1800 году. Драматург решил действовать по принципу, о котором Виктор Гюго остроумно заметил: «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину». В отличие от обрамленного помпезной рамой псевдомонументального полотна Сарду, Пуччини создал произведение утонченное и проникновенное, центром композиции сделав драматический излом судеб знаменитой певицы Флории Тоски и ее возлюбленного, художника Марио Каварадосси.

К работе над партитурой «Тоски» Пуччини приступил только в июле 1898 года: возникли сложности с несговорчивым Сарду, затянулась работа над либретто. Существует анекдот, согласно которому во время обсуждения либретто создатели оперы никак не могли прийти к единому мнению относительно финальной катастрофы. Иллика хотел самоубийство Тоски подменить сценой ее сумасшествия. А Сарду настаивал на том, чтобы главная героиня бросилась с парапета Замка Святого Ангела: ведь не прилично задерживать зрителя сценой сумасшествия в момент, когда он уже понимает, что спектакль вот-вот закончится. Тогда, согласно легенде, Пуччини открыл на последней странице свою копию либретто и показал сделанную им пометку: «Это ария пальто» — то есть та часть произведения, которую услышат немногие, поскольку большинство уже поспешит в гардероб. Развеселившись, Сарду признал: «Вы, маэстро, человек театра». Маэстро хорошо разбирался в предпочтениях публики и, за что его часто критиковали, не считал для себя зазорным им следовать.