История оперы

Театры – одна из главных составляющих всего мирового искусства. Невозможно было бы представить новогодние празднования без давно полюбившегося нам «Щелкунчика» или открытие фестиваля русского балета без спектакля «Лебединое озеро». История оперы и каждого балета, а также оперной постановки заслуживает нашего внимания. Более подробно о них и о том, где их можно посмотреть, можно прочитать на сайте театральной кассы Театрон.

История оперыНе только балет, но и опера стали главными составляющими многих театральных постановок. Чтобы понять, как формировалось становление оперного искусства, понадобиться вернуться к событиям, происходящим в далеком 17 столетии. Многие историки считают, что начинать рассказ об истории оперы нужно с творчества Михаила Ивановича Глинки. Он считается первым русским оперным композитором. Хотя, на самом деле, история становления оперы начинается еще до того, как вышла постановка «Жизнь за царя» М.И. Глинки.

От древности до наших дней

Если сильно захотеть, то отдаленно похожие зачатки оперы можно будет отыскать еще во времена глубокой древности. Почему? Любые древнерусские обряды всегда сопровождались красивым исполнением народных песен. Взять, к примеру, хороводы или свадебные гулянья.

Уже более четко этапы зарождения русской оперы просматриваются во многих народно-духовных действиях 16 и 17 столетия. Например, в школьных постановках-драмах Московской и Киевской академии, где чаще всего преобладала библейская тематика. Эти действа сопровождались музыкальной поддержкой. Все эти исторические события чуть позже будут использованы будущими русскими (да и не только русскими) оперными композиторами.

Можно считать первой оперой в России постановку – комедийную пьесу «Как Алаферну (Олоферну)-царю царица голову отсекла». Она сопровождалась хором и ариями уже на русском языке и музыкальным инструментальным сопровождением.

Известный в те времена Иоганн Грегори стал одним из тех людей, которые внесли огромный вклад в формирование культуры и театра. Его пьесы разыгрывались и в Преображенском, в кремлевских палатах Москвы и т.д. Большая часть зрителей были не простой люд, а приближенные к царю господа: дворяне, бояре, дьяки и др. Эти первые постановки отличались от современных постановок многими аспектами, но больше всего удивляло, что зритель готов был находиться в театре всю ночь! Обычно пьесы тех времен начинались в районе десяти вечера, а заканчивались преимущественно утром.

Грегори даже смог организовать театральную школу, в которой мещанские дети могли обучаться комедийному искусству. В 1675 году (спустя всего два года с момента основания школы) Грегори умирает у себя на родине. И, к сожалению, школа, основанная им, очень быстро закрылась. Но, несмотря на это, ему удалось заложить фундамент оперному искусству.

С того момента, как не стало Грегори, все существовавшие на тот момент театры были разукомплектованы, а полюбившиеся зрителю зрелища прекратились. Следующим этапом, когда театральное искусство было возрождено, стали времена правления Петра I. Постоянные государственные неотложные дела и проблемы не давали проникнуться театральными постановками и его развитием, но, тем не менее, именно в эти годы выросла популярность театральных представлений. Конечно, у многих возникают споры и сомнения, а были ли оперы Петровского периода именно теми постановками, к которым привыкли мы, но существует факт, подтверждающий, что это были времена первой оперы – было написано либретто оперы «Дафна». Но, не совсем понятно, была ли поставлена постановка или нет. Настоящий рассвет оперы в стране – это годы правления в Руси императрицы Анны Иоановны.

Все статьи →

Поделитесь публикацией в социальных сетях: